Обучение

Главное преимущество российской системы образования - фундаментальность подготовки. У нас единственная в мире образовательная система, которая не сразу нацелена на работодателя. Готовить специалиста для работодателя - значит сузить подготовку. А я сторонник фундаментальных знаний. Такому подходу к образованию меня учил великий академик Колмогоров. Он всегда говорил, что готовить узкого специалиста - это колоссальная ошибка. Надо давать широкие знания, а предметную специализацию выпускник вуза приобретет в процессе работы. Причем сделает это скорее и успешнее, нежели тот, кто подготовлен узко. Потому что у человека, обладающего фундаментальными знаниями, есть база. Ему не придется при смене технологии или заказа все начинать с нуля, переучиваться.

Виктор Антонович Садовничий, ректор МГУ

Образовательная система в нашей гимназии отличается систематичностью и носит фундаментальный характер, что позволяет вооружить каждого выпускника гимназии уникальным, всеобще конвертируемым личным образовательным капиталом. Современные образовательные технологии, индивидуальные учебные программы и планы, разнообразие методов и приемов обучения, пакет дополнительного образования и многое другое позволяют нашим гимназистам быть по-настоящему социально-успешными и быть всегда на шаг вперед конкурентов в профессиональной среде.

Мы не гонимся за модой на западное образование. Более того, мы считаем, что полноценно и качественно совмещать классическое фундаментальное отечественное образование с международными образовательными программами невозможно в рамках школьного учебного плана, т.к. каждая из программ требует определенного (и не малого) объема академической нагрузки. В лучшем случае при таком совмещении удастся решить прагматичную задачу – получить два диплома, но не два образования! По этой причине мы не реализуем международных образовательных программ.

Отсутствие международных программ отнюдь не лишает наших гимназистов возможности успешно поступать в зарубежные образовательные учреждения. Реализуя фундаментальный подход к обучению, мы держим высокую планку, в частности, в изучении иностранных языков. Мы не стремимся получить быстрый коммуникативный результат, нам важно глубокое знание иностранных языков. Все россияне свободно говорят на русском языке, но далеко не каждый сдаст ЕГЭ на высокий балл. Также и с иностранным языком, свободное общение ребенка со сверстниками-иностранцами в зарубежных поездках совсем не говорит о высоком уровне владения языком.

Гарантией обеспечения заявленных подходов выступает сотрудничество гимназии с ведущим вузом нашей страны – Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова. Соглашение между гимназией и университетом предусматривает установление учебно-методического и научного сотрудничества, привлечение университета к составлению учебных программ гимназии, повышение квалификации педагогов гимназии на базе МГУ, использование гимназистами инфраструктуры университета, подготовка и участие гимназистов в предметных олимпиадах и другие направления взаимодействия.

Среди особенностей обучения в Первой Московской гимназии хочется выделить следующие:

  • соблюдение принципов преемственности и непрерывности образовательных программ дошкольного (3,5-6 лет), начального (1-4 кл.), основного (5-9 кл.) и среднего (10-11 кл.) образования;
  • соблюдение принципа преемственности основных и дополнительных образовательных программ;
  • образование высокого уровня по всем предметам учебного плана, в т.ч. углубленное изучение иностранных языков;
  • использование передовых российских и зарубежных образовательных программ и учебно-методических комплектов;
  • индивидуальный подход;
  • изучение русского языка и математики в 5-11 классах по подгруппам;
  • изучение иностранных языков в малых группах, занятия с носителем языка;
  • гибкая система индивидуально-групповых консультаций во второй половине дня;
  • возможность организации индивидуального обучения;
  • разнообразные формы организации внеурочной деятельности по предметам: заседания интеллектуального клуба, подготовка проектных и исследовательских работ, участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, встречи с интересными людьми;
  • целенаправленная подготовка гимназистов к успешному участию в Олимпиаде «Ломносов» Московского государственного университета, Всероссийской олимпиаде школьников, других олимпиадах;
  • в гимназии работает система «Электронный дневник» и «Электронный журнал»;
  • осуществление независимой диагностики уровня знаний учащихся с привлечением внешних экспертов.

Учебный год в гимназии начинается 1 сентября и заканчивается 30 июня. Гимназия самостоятельно утверждает годовой учебно-календарный график. В течение учебного года предусмотрены удлиненные осенние и зимние каникулы и дополнительные весенние каникулы в мае. Освоение государственных образовательных программ в 2-8, 10 классах завершается во второй декаде июня, в 9, 11 классах в конце мая, в соответствии с установленными Минобрнауки РФ и Департаментом образования города Москвы сроками. В июне предусмотрена проектная деятельность гимназистов, включающая защиту проектных работ по выбранной теме, а также разнообразная экскурсионная и спортивно-оздоровительная программы.

В организации учебно-воспитательного процесса заняты более 120 педагогических работников: учителей, психологов, воспитателей, классных руководителей, руководителей кружков, клубов, студий и факультативов.